КОНЦЕПЦИЯ
Государственной целевой программы по развитию территории Западного региона Крыма на 2012-2020 годы
Определение проблем, на решение которых направлена Программа
Разработка Государственной целевой программы по развитию территории Западного региона Крыма на 2012-2020 годы (дальше – Программа) вызвана рядом системных проблем, которые привели к снижению конкурентных позиций Западного Крыма, как санаторно – курортного рекреационно-туристического региона на внутреннем и международном туристических рынках. В регионе отмечается неудовлетворительное состояние и несостоятельность инженерно-транспортной инфраструктуры обеспечить требования курортной сферы и создать надлежащие условия для жителей и отдыхающих, углубляются диспропорции социально-экономического развития районов, ухудшается состояние окружающей природной среды.
Практически не решается актуальная проблема нерационального и неэффективного использования и застройки земель оздоровительного и рекреационного назначения и использования природных лечебных ресурсов Западного Крыма, где рекреационное землепользование в данное время составляет лишь 0,2% территории.
Невзирая на то, что Западный регион обладает ценными рекреационными ресурсами: морской и озерной акваторией, целебным приморско-степным климатом, лечебными термальными и минеральными водами, грязями и соляными озерами, города и районы чувствуют острый дефицит ресурса развития и поступления инвестиций.
Аварийное техническое состояние и недостаточная мощность систем водоснабжения, водоотведения и водоочистки приводят к загрязнению окружающей естественной среды и ухудшению санитарно-эпидемиологической ситуации в регионе.
Острой остается проблема водообеспечения объектов курортной сферы и территориальных громад, при очень низких разведанных запасах месторождений пресных подземных вод.
Остаются нерешенными вопросы переработки твердых бытовых отходов, транспортного сообщения и обслуживания, неудовлетворительным остается состояние дорог.
Угрожающий характер приобрели абразивные процессы разрушения береговой полосы и промышленная добыча песка на озере Донузлав, что влечет сокращение размеров пляжной зоны и требует строительства берегоукрепительных сооружений.
На территории региона находится ряд карьеров по добыче камня – ракушечника, известняка, песчано-гравиевой смеси, разведаны глубинные скважины по добыче минеральной воды и тому подобное. Однако из-за недостаточности финансовых ресурсов отсутствует возможность обновления существующего производственного потенциала, внедрения новых технологий и обеспечения роста реальных доходов населения.
Разрушительное влияние испытывают историко-архитектурные и археологические достопримечательности – древние античные города и городища, заповедные урочища, дендрологические парки и тому подобное.
В то же время природно – ресурсный и историко-культурный потенциал Западного Крыма является весомой предпосылкой для развития курортно-рекреационного, санаторного и туристического сектора экономики, позволяет создать конкурентоспособный высокоэффективный общегосударственный и международный курортно-рекреационный центр, который будет функционировать на протяжении всего года.
Разработка Программы осуществляется в соответствии с приоритетными направлениями развития Автономной Республики Крым, определенными в «Государственной стратегии регионального развития на период до 2015 года» утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.2006 №1001 и Указом Президента Украины от 27.04.2011 № 504/2011 «О Национальном плане действий на 2011 год относительно внедрения Программы экономических реформ на 2010–2014 года «Зажиточное общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство».
Западный Крым характеризуется потенциальными энергетическими ресурсами и возможностями внедрения альтернативной энергетики (ветро-, гелио-, термо- и другими ресурсами), однако проблема энергообеспечения объектов жизнеобеспечения и курортной сферы является одной из нерешенных.
Важным фактором в интересах развития региона Западного Крыма являются сохраненные традиции агропромышленного сектора, рыбного хозяйства и возможности выращивания марикультур, которые нуждаются в значительных инвестициях для их воссоздания и развития.
Определение региона как курорта предопределено наличием таких рекреационных ресурсов:
- разведанные запасы лечебных минеральных и термальных вод, которые составляют свыше 20 тыс. куб. м/сутки;
- минеральные и органические вещества в грязях и рапе, которые издавна используются в санаториях и клиниках Крыма для лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата, нервной системы, гинекологических заболеваний, органов пищеварения, дыхания, а оздоровительный эффект при лечении ими отдельных заболеваний превышает результаты лечения на известных рекреационных курортах Средиземного моря;
- песчаные пляжи, именующиеся в научных исследованиях как «Крымские золотые пески», общей протяжностью около 92 км, средней шириной – возле 25 метров;
- длительность купального сезона 130-140 дней, в отдельные годы – до 160 дней.
Все эти факторы обеспечат инвестиционную привлекательность региона и значительно увеличат его посещаемость туристами и отдыхающими.
Территория западной части Крымского полуострова, которая предлагается для перспективного развития, расположена вдоль берега Черного моря, включает территории Раздольненского, Черноморского и Сакского районов, Евпаторийского и Сакского городских советов.
Санаторно – курортная и рекреационно-туристическая система формируется в трехкилометровой зоне от морского побережья, а с учетом особенности прибрежной полосы (наличие лиманов, озер, которые заходят в глубь суши) приморская граница расширяется до 8-10 км.
Прибрежные территории Западного берега Крыма в проектных границах ориентировочно составляют 97 тыс. га, а планировочная организация данной территории обеспечит рациональное пространственное сочетание функционально-территориальных элементов (природопользования, сфер ведения хозяйства, расселения), интегрированных структурами обслуживания, инженерного обеспечения и управления, с целью создания полноценной среды как для проживания, так и рекреационной деятельности.
Анализ причин возникновения проблем и обоснования необходимости ее решения программным методом
Использование крайне незначительной части курортно-рекреационного потенциала в Автономной Республике Крым привело к неравномерному делению нагрузки: нагрузка на морское побережье Южного берега Крыма в разы превышает нагрузку на побережье западных районов, при этом почти не используются имеющиеся возможности и ресурсы западных территорий республики:
- неэффективное использование территориальных ресурсов, где отдельные курортно-рекреационные учреждения занимают территории, которые значительно превышают нормативную величину;
- нерациональное использование пляжных ресурсов: при значительной недогрузке пляжей ведомственных здравниц нагрузки на городские пляжи превышают нормативы в несколько раз;
- недостаточность бюджетных средств на развитие инфраструктуры курортов, содержание и благоустройство парков, пляжей и тому подобное;
- недостаточная инвестиционная активность со стороны отечественных и зарубежных инвесторов, несоответствие масштабов и качественной структуры инвестиций статусу рекреации как приоритетному сектору экономики. Удельный вес инвестиций, как правило, не превышает 10-30% от общего объема инвестирования в основной капитал. Развитие рекреации тормозится недостаточным финансированием и отсутствием крупных инвестиционных проектов;
- отсутствие четкого определения статуса курортных территорий государственного и местного значения.
Сдерживает развитие западных территорий Автономной Республики Крым неэффективное разделение на паи земель, значительные площади которых не используются; отсутствие в достаточных объемах водных ресурсов, в том числе питьевой воды; недостаточная мощность канализационных сетей и очистительных канализационных сооружений, неудовлетворительное качество очищенных сточных вод.
Невзирая на значительные запасы лечебных грязей и лечебного рассола (рапы), который составляет миллионы тонн, большая часть озерных месторождений в курортных целях не используется.
Существующее курортное – рекреационное хозяйство по масштабам и структуре не отвечает современным требованиям оптимального и эффективного функционирования. Изношенность основных фондов, устаревшая материально-техническая база, сезонность рекреационных потоков, высокая стоимость рекреационного продукта приводит к сезонному характеру работы и неполному использованию объектов данной сферы.
Низкая эффективность курортно-рекреационного потенциала в значительной мере вызвана недостаточным обеспечением высококвалифицированными специалистами курортно-туристической сферы, отсутствием партнерских отношений между органами власти, частным сектором и бизнес-структурами.
Транспортный комплекс Западного региона Крыма характеризуется неразвитой инфраструктурой, ее несоответствием международным требованиям, отсутствием организованных грузопотоков, невыгодной логистикой. Отслеживается высокая степень изношенности и обветшалость железнодорожного транспорта, а также невысокая пропускная способность морских портов, отсутствие современных пассажирских терминалов.
Неудовлетворительно используются экономические рычаги – кредиты, страхование, квотирование. Тормозит развитие региона медленный темп роста объемов инвестиций; отсутствие объектов для развития туризма в сельской местности; несовершенство законодательства в курортно-туристической сфере, низкий уровень методической, организационной, информационной и материальной поддержки туристического и курортного бизнеса.
Низкая степень разнообразия рекреационных занятий (на одного рекреанта меньше 3 видов занятий), которое свидетельствует не столько о видовой ограниченности рекреационных ресурсов, сколько о низком уровне организации рекреационного процесса и о недостаточных инвестиционных вложениях (для сравнения: на курортах Средиземноморья разнообразие рекреационных занятий составляет в среднем 7-8 видов).
Отсутствие стратегии брендинга туристического имиджа Западного Крыма и маркетинга по продвижению турпродукта региона совместно с низким уровнем его государственной поддержки и неудовлетворительным эколого-санитарным состоянием курортов, необеспечением охраны культурных достопримечательностей, природных и лечебных ресурсов региона ухудшает конкурентные позиции Крыма по сравнению с ближайшими заграничными курортными зонами.
Недостаточный уровень управления и значительная «тенизация» санаторно-курортного туристического комплекса приводят к неудовлетворительному качеству туристического продукта, несоответствию предоставляемых услуг международным стандартам.
Решение отмеченных проблем нуждается в применении программного подхода с осуществлением комплекса мероприятий, направленных на обеспечение развития курортно-туристической сферы, консолидации усилий органов государственной и местной власти, местного самоуправления, инвесторов и участников рынка предоставления услуг.
Результаты анализа выполнения государственных и региональных программ развития Крыма свидетельствуют о том, что среди мероприятий программ незначительная часть распространяется на территорию Западного Крыма, объемы финансирования развития региона недостаточны, отсутствуют источники финансирования. Кроме того, ни одна из программ не была профинансирована в полном объеме. Результаты анализа инвестирования в основной капитал развития территорий свидетельствуют об их недостаточном объеме по сравнению с Крымом и в целом по Украине.
Цель Программы
Целью программы является обеспечение реализации государственной политики относительно развития Западного Крыма путем создания современного высокоэффективного санаторно-курортного комплекса, общегосударственного и международного значения, ориентированного на потребности граждан Украины, СНГ, Европы и других стран мира в санаторно-курортных и туристических услугах. Создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения инвестиций в развитие территорий и приоритетных видов экономической деятельности, сохранение, рациональное и эффективное использование культурных, природных и лечебных ресурсов.
Программа направлена на развитие агропромышленного комплекса, перерабатывающей промышленности, строительство социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры для создания полноценных условий развития территории, повышения социальных стандартов уровня жизни населения и экологической безопасности, улучшения имиджа Крыма и Украины, увеличения доходной части бюджетов всех уровней.
Определение оптимального варианта решения проблем на основе сравнительного анализа возможных вариантов
Возможны три варианта решения проблем.
Первый вариант предусматривает решение вопроса развития территорий Западного региона Крыма с сохранением существующих тенденций решения экономических, социальных, экологических проблем, их обострения, которое обусловит отнесение этих территорий к перечню депрессивных. Загрязнение окружающей естественной среды и увеличение площадей антропогенных и техногенных ландшафтов будет доминирующим фактором в процессе функционирования территорий.
Остается нерешенной проблема занятости работоспособного населения.
Значительные площади земельных участков останутся без использования.
Возможности оздоровления и отдыха людей остаются неиспользованными.
Имидж Крыма как курортной здравницы будет не на высоком уровне.
Вопрос наполнения бюджетов всех уровней не будет решаться.
Все сложнее будут решаться проблемы соблюдения социальных гарантий и повышения социальных стандартов.
Второй вариант заключается в частичном усовершенствовании системы государственного управления Крыма в сфере курортно-рекреационного потенциала, увеличении объема финансирования из государственного и республиканского бюджета для развития западных территорий, что не обеспечит существенных сдвигов в комплексном развитии этих территорий, создания условий для развития инвестиционно-привлекательной хозяйственной инфраструктуры, курортно-оздоровительного комплекса.
Третий вариант (оптимальный) предусматривает разработку и утверждение Программы, выполнение которой даст возможность системно решить ряд социально-экономических проблем региона, прежде всего путем создания курортно-рекреационных комплексов, увеличения их мощностей, внедрения инновационно-инвестиционной модели развития отрасли в условиях благоприятной внешней среды с предоставлением ей государственной поддержки, софинансированием из местных бюджетов и привлечением средств из других источников.
Фонд курортно-рекреационных учреждений, расположенных на побережье Западного Крыма, составляет 62,5 тыс. мест, а удельный вес мест круглогодичного функционирования - 41,4% (25,9 тыс. мест).
Структура современного курортно-рекреационного комплекса представлена:
- учреждениями санаторного лечения - 22,0 тыс. мест (35,2%);
- учреждениями отдыха - 38,65 тыс. мест (61,8%);
- учреждениями туризма - 1,85 тыс. мест (3,0%).
Потенциальная рекреационная емкость территорий Западного побережья АРК, которые могут быть использованы (учитывая реальность утверждения генеральных планов населенных пунктов, которые в данное время разрабатываются) для нового курортно-рекреационного строительства будет составлять 147,5 тыс. мест (по данным УДНДИПМ «Дипромисто»).
Развитие курортно-рекреационной сферы предусматривается не только за счет строительства новых объектов, но и модернизации с доведением до уровня мировых стандартов существующих курортно-рекреационных учреждений.
Схемой планирования данных территорий для организации санаторно-курортного оздоровления, отдыха и туризма предложено 14,6 тыс. га. Для курортно-рекреационного строительства на протяжении расчетного периода намечено 5,8 тыс. га (40,0%), за пределами расчетного периода - 8,8 тыс. га (60,0%). Для организации санаторно-курортного лечения необходимо зарезервировать 0,9 тыс. га, для целей рекреации - 4,9 тыс. га.
По курортно-рекреационным подрайонам территории, предложенные для развития курортно-рекреационной отрасли, будут распределяться таким образом:
- Черноморский КРП - 7,8 тыс. га (53,4%);
- Сакско - Евпаторийский КРП - 4,3 тыс. га (29,5%).
Нормативная потребность в обслуживающем персонале курортно-рекреационных учреждений составит в «пик» летнего сезона около 79,0 тыс. чел., в том числе в персонале, работающем постоянно - 44,5 тыс. чел. Потребность в персонале учреждений общекурортного обслуживания - 17,3 тыс. чел., в том числе в персонале, работающем постоянно - 10,0 тыс.чел.
Решение существующих дорожно-транспортных проблем возможно при использовании комплексного подхода к развитию всех видов транспорта как целостной системы.
Этот вариант позволит использовать все возможные источники финансовых ресурсов, обеспечит создание наиболее рациональной инфраструктуры, улучшит имидж Крыма как общегосударственной здравницы, будет способствовать созданию сети объектов курорта международного значения, обеспечит занятость населения, улучшит качество жизни населения с повышением социальных стандартов, увеличит поступление средств в бюджеты всех уровней.
Пути и способы решения проблемы, срок выполнения Программы
Решение проблем возможно:
В сфере рекреационного развития путем:
- организации рекреационно-хозяйственных структур на основе кооперации по типу консорциумов, акционерных обществ, которые объединяют финансовые, материальные и интеллектуальные потоки, создания курортно-туристического кластера;
- модернизации существующих и строительстве новых заведений здравоохранения;
- создания системы лицензирования и сертификации рекреационной деятельности; системы подготовки кадров;
- строительства санаторно-курортных и оздоровительно-лечебных заведений с современным медицинским оборудованием, гостиничных комплексов, с привлечением инвестиций;
- строительства современных спортивных комплексов, культурно-развлекательных центров;
- развития новых водно - спортивных видов туризма (виндсерфинг; дайвинг, картсерфинг, подводная охота, рыбная ловля и т.п.)
- создания новых туристических объектов и маршрутов (посещение античных городищ, историко-археологических заповедников)
- разработки проектов округов и зон санитарной охраны курортов.
В сфере развития транспортной инфраструктуры путем:
- строительства аэропортов, морских портов, аква-аэродрома, проведения текущего и капитального ремонта железнодорожных путей и вокзальных комплексов; модернизации автомобильной, железнодорожной, авиационной транспортной и аэродромной инфраструктуры;
- организация спортивных соревнований по аэробатике, в частности по авиа-слалому – динамическому виду пилотирования, которое является перспективным направлением благодаря природно-климатическим условиям оз. Донузлав;
- оптимизации дорожного движения, обеспечения последующего развития общественного электротранспорта, реконструкции существующих и строительство новых автомобильных дорог государственного и местного значения; строительство новых автостанций; проведения логистики автомобильных маршрутов с учетом создания новых рекреационных центров;
- поддержки использования автотранспортных средств, которые отвечают европейским стандартам;
- доведения технических характеристик морских портов до международных стандартов;
- организации транспортного морского соединения между городами Западного региона Крыма и портами стран Черноморского побережья, а также воздушного соединения с местами рекреации Западного региона Крыма;
В сфере коммунального хозяйства путем:
- обеспечения населения качественной питьевой водой в достаточном количестве и организация эффективных систем очистки сточных вод с максимально возможной их централизацией, в частности реконструкция существующих и строительство новых канализационно – очистных сооружений;
- проведения геологоразведочных работ по выявлению подземных запасов пресной воды;
- создания новых мощностей по переработке твердых бытовых отходов и реконструкция существующих полигонов;
- создания эко - парковых зон;
- проектирования и строительства газопроводов высокого и среднего давления ориентировочной протяжностью межпоселковых газопроводов 100 км..; реконструкция газораспределительных систем.
В сфере охраны окружающей среды путем:
- сохранения объектов природно-заповедного фонда и расширения их территорий; создания новых лесных насаждений; сохранения биологического и ландшафтного многообразия;
- установления и вынесения в натуру на местности границ объектов природно - заповедного фонда и прибрежных защитных полос вдоль моря, морских заливов и лиманов;
- решения вопросов утилизации отходов производства, в том числе агропромышленного комплекса, с использованием современных технологий и с учетом требований Закона Украины «О курортах».
В сфере земельных ресурсов путем:
- решения вопросов рационального землепользования и отведения земель для строительства объектов курортно-туристической сферы, инфраструктуры;
- предотвращения разрушительного влияния естественных и антропогенных факторов на состояние почвы, сохранения ее плодородия; рекультивации земель;
- проведения мероприятий по инженерной защите прибрежной территории от процессов сдвигов грунта и абразивных процессов;
- совершенствования законодательной базы в части изменения целевого назначения земель с целью их использования как рекреационных.
В сфере энергетического обеспечения путем:
- строительства объектов альтернативных источников энергии (ветро-,гелио- применение энергосберегающих технологий, использование теплоэнергетики и энергии моря); модернизация систем энергоснабжения и электрификации;
- использования малодебетных газовых и газоконденсатных скважин, развитие сети газоснабжения.
В сфере агропромышленного комплекса путем:
- создания новых агрохозяйств животноводства, птицеводства, овощеводства, виноградарства и садоводства;
- создания системы предприятий выращивания и переработки марикультур;
- создания полносистемного рыбохозяйственного комплекса;
- производства кормового белка и комбикормов;
- строительства овощехранилищ и предприятий переработки сельскохозяйственной продукции;
- строительства сети учреждений общественного питания.
В сфере промышленности путем:
- применения новых технологий разработки и добычи строительных ресурсов;
- использования инновационных технологий в строительной отрасли.
Программа рассчитана на 2012-2020 годы и будет реализована в три этапа.
На первом этапе (2012-2013гг.) предусматривается осуществление организационно подготовительного периода, разработка проектной документации относительно отведения земельных площадей под строительство, осуществление согласительных процедур и экспертиза проектов, подготовка инвестиционных проектов и бизнес-планов строительства современных курортно-рекреационных комплексов, объектов инфраструктуры, общественного питания, объектов альтернативной энергетики.
На втором этапе (2014-2017гг.) предусматривается реализация ряда инвестиционных проектов для комплексного развития территории Западного региона, реконструкция существующих и начало строительства новых объектов курортной отрасли, инфраструктуры.
На третьем этапе (2018-2020 гг.) – введение в эксплуатацию новых объектов курортно-рекреационной сферы, объектов инфраструктуры, осуществление других мероприятий Программы, направленных на улучшение уровня жизни населения, повышение занятости, увеличение наполняемости бюджетов всех уровней.
Ожидаемые результаты выполнения Программы, определение ее эффективности
Реализация имеющихся преимуществ Западного региона Крыма даст возможность рассматривать данный регион не только как международный центр санаторно-курортного оздоровления, но и как центр отдыха, туризма и деловой активности и инвестиционный привлекательный регион, который обладает экологически сбалансированной инженерно-транспортной инфраструктурой.
Реализация программы даст возможность обеспечить:
- организацию рационального планирования приморских оздоровительно-рекреационных территорий, объединения всех потенциальных участков в единственную территорию для развития рекреации, независимо от характера современного использования и возможности их освоения во времени, что позволит исключить потери этого ресурса и обеспечит условия для охранительного режима территории;
- снижение нагрузки на Южный берег Крыма до нормативного уровня антропогенной нагрузки за счет перераспределения региональных рекреационных потоков;
- улучшение экологического состояния населенных пунктов за счет строительства новых, в том числе объездных, дорог;
- увеличение числа отдыхающих и туристов и количества курортно- оздоровительных и лечебных заведений;
- решение проблемы нерационального и неэффективного использования земель рекреационного назначения;
- решение на качественно новом уровне проблем инженерно-транспортной инфраструктуры, в том числе внедрение современных экологических видов транспорта;
- улучшение эксплуатационного состояния всех дорог общего пользования путем их регулярного текущего ремонта и выполнения комплексных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;
- увеличение производственных мощностей Евпаторийского морского торгового порта и объемов перевозок морским транспортом, обеспечение их безопасности, создание современного перегрузочного комплекса, переориентация технологии грузов в направлении экологически чистых грузовых систем;
- осуществление региональных авиационных перевозок и повышение привлекательности региона для авиационных туристов, использование малых воздушных судов в разных отраслях народного хозяйства;
- максимальное использование особенно ценных и уникальных природных лечебных ресурсов и потенциала территории для развития курортно-рекреационного, санаторного и туристического сектора экономики;
- развитие агропромышленного комплекса (животноводство, птицеводство, овощеводств, садоводство, виноградарство, рыбоводство, выращиваниен марикультур);
- эффективное использование местных запасов строительных ресурсов;
- развитие альтернативной энергетики с повышением мощностей и улучшением качества энергообеспечения Западного региона;
- предоставление территории Западного региона Крыма статуса курорта международного и государственного значения;
- улучшение экологического состояния окружающей естественной среды, сохранение биологического и ландшафтного многообразия территории, сохранение культурного наследия;
- создание новых рабочих мест и повышение уровня занятости населения;
- улучшение условий жизни населения, обеспечение качественного предоставления медицинских и просветительских услуг, повышение уровня социальных стандартов;
- увеличение финансовых поступлений в бюджеты всех уровней;
- модернизация систем водоотвода курортных городов, обеспечение централизованного водоотвода всех населенных пунктов и объектов хозяйственной деятельности, расположенных в пределах водоохранной зоны Черного моря;
- создание комплексов по переработке и использованию отходов с применением современных экологических технологий;
- обеспечение потребностей санаторно-курортного и сельскохозяйственного комплекса в электричестве за счет альтернативных источников энергии;
- рекультивация всех нарушенных земель (в т.ч. земель Сакского химического завода, полигонов твердых бытовых отходов, которые не отвечают требованиям природоохранного законодательства, отработанных карьеров и т.п) и привлечение их в сельскохозяйственное и другое хозяйственное использование;
- инженерная защита территории от вредных геологических процессов, стабилизация береговой линии и предупреждение размыва пляжей, реконструкция разделительной дамбы на оз. Сасык-Сиваш и др.;
- расширение и развитие сети заповедных территорий, доведение их площади до 15% от общей площади Западного Крыма.
Оценка финансовых, материально-технических, трудовых ресурсов, необходимых для выполнения Программы
Финансирование Программы предусматривается осуществить за счет средств государственного и местных бюджетов, других источников, предусмотренных законом, в пределах выполнения государственных отраслевых программ и Государственной программы социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2017 года, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 30 августа в 2007 г. N1067.
Ориентировочный объем финансирования Программы без транспортной отрасли составляет 9,0 млрд. гривен, в том числе за счет государственного бюджета – 850,0 млн.грн., местных бюджетов - 150,0 млн.грн., других источников – 8,0 млрд.грн.
Прогнозный объем финансирования развития транспортной отрасли составляет 34,3 млрд. грн., в частности для развития автомобильных дорог необходимо 12500,0 млн.грн, автомобильного транспорта – 1 500,0 млн.грн., авиационного транспорта – 2 600,0 млн.грн., железнодорожного транспорта – 6 300,0 млн.грн.,морского транспорта – 4 500,0 млн.грн., альтернативных видов транспорта – 6 900,0 млн.грн.
Объем финансирования Программы определяется ежегодно во время составления проектов государственного и местных бюджетов.